Артикуляционная гимнастика. Первые шаги | Центр Говорун
Телефон +7 (499) 653 62 23

Артикуляционная гимнастика – это обязательная и очень важная составляющая работы с детьми, имеющими нарушение слуха. Для четкой речи нужны сильные, упругие и подвижные артикуляционные органы — язык, губы, нёбо. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

  • улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата;
  • укрепить мышцы языка, губ, щек;
  • научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
  • уменьшить напряженность артикуляционных органов,

а также является основой формирования речевых звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы закрепить двигательные навыки. Выполнять упражнения нужно в спокойном темпе, без напряжения и под контролем. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Упражнения артикуляционной гимнастики для детей раннего возраста

Начинать артикуляционную гимнастику с самыми маленькими нужно непринужденно, но ежедневно, например, утром, во время умывания. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Вот пример, основных и наиболее простых для выполнения упражнений, с которых следует начинать занятия артикуляционной гимнастикой с детьми раннего возраста:

артикуляционная гимнастика с детьми с нарушениями слуха«Улыбнись маме»

  • Попросите малыша улыбнуться вам (или папе, бабушке).
  • Сами покажите, как нужно улыбаться.
  • Пусть ребенок удерживает улыбку как можно дольше.

В будущем можете поиграть так: малыш улыбается, а вы нажимаете на его щечки большим и указательным пальцами, пытаясь сделать «трубочку». Но малыш должен «сопротивляться» и продолжать удерживать улыбку. Обычно эта игра очень веселит ребят.

«Поцелуй маму»

  • Попросите малыша поцеловать вас в щечку. Упражнение и приятное, и полезное!
  • После того как малыш научился вытягивать губки трубочкой и растягивать их в улыбке.

артикуляционная гимнастика с детьми с нарушениями слуха«Воздушный шарик»

  • Попросите малыша надуть обе щеки: «Надувайся, пузырь, надувайся, большой!»
  • Затем аккуратно нажмите указательными пальцами на надутые щечки ребенка: «Бам!» Звук, который при этом получится, не оставит равнодушным никого!

«Домик для язычка»

  • Попросите кроху широко открыть рот, показать как зевает бегемот .
  • Теперь с открытом ртом пробуем высунуть язык.
  • Держим язык 2-3 секунды, не закрывая рот.
  • Убираем язычок, рот закрываем.
  • Следует повторить упражнение 3-5 раз.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

артикуляционная гимнастика с детьми с нарушениями слухаПосле того как ребенок успешно освоил эти упражнения и для ребят более старшего возраста, можно использовать комплекс упражнений разработанный Натальей Валентиновной Нищевой. Это яркое и красочное пособие очень нравится детям и они с удовольствием выполняют все задания.

Трубачёва Юлия,

сурдопедагог Центра абилитации и социальной адаптации детей с нарушениями слуха и речи «Говорун»