Эмоциональное взаимодействие с ребёнком с кохлеарным имплантом
Телефон +7 (499) 653 62 23

Эмоциональное взаимодействие мамы и ребёнка как основа коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации и не только. Советы психолога

Апр 27, 2017 | Детская психология, Коваленко Дарья, Практические советы

СЕРИЯ СТАТЕЙ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МАМЫ И РЕБЁНКА КАК ОСНОВА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ И НЕ ТОЛЬКО»

  1. Эмоциональное взаимодействие мамы и ребёнка как основа коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации и не только. Советы психолога
  2. Эмоциональное взаимодействие мамы и ребёнка как основа коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации и не только. Советы сурдопедагога

Первые годы жизни очень важны для развития ребенка, они закладывают основу человеческой личности. Этот период невозможно рассматривать без участия близких взрослых, в первую очередь, матери. Именно от нее зависит как физическое, так и психологическое благополучие ребенка. Мама может успокоить, утешить, дать ему необходимую теплоту и заботу.

Самая первая форма взаимодействия ребенка с матерью – через эмоции. Мама улыбается малышу – он улыбается ей в ответ, малыш плачет – мама начинает беспокоиться, все ли у него хорошо. Мать и ребенок как бы «заражают» друг друга эмоциями. Именно в ответ на эмоциональное заражение у ребенка появляется эмоциональная реакция: улыбка, смех, интерес к взрослому и общению с ним, голосовая реакция. Ребенок начинает подражать действиям и речи взрослого.

В ходе эмоционального взаимодействия у ребенка появляются первые звуки, первые голосовые реакции на появление матери, на ее голос и улыбку. Ребенок привлекает маму своим звучанием, активно приглашая ее к общению с ним. Именно благодаря эмоциональному общению с мамой у ребенка и появляется речевое звучание, а потом и слова. Последние исследования в сурдопедагогике (Сатаевой А. И.) показывают, что для эффективной реабилитации после кохлеарной имплантации необходимо вернуться на этот первый этап – к эмоциональному взаимодействию матери и ребенка. Именно в естественном эмоциональном диалоге, но уже на новой сенсорной основе (когда ребенок слышит) происходит запуск речевого развития ребенка. Поэтому так важно на первом этапе реабилитации после кохлеарной имплантации перейти к естественному эмоциональному общению, которое ранее было затруднено. Для этого необходимо заражать ребенка своими эмоциями во время игр, тогда у ребенка появится желание подражать действиям и речи взрослого. Очень хорошо подходят для этих целей игры-забавы и игры-потешки (особенно когда ребенок находится на коленях взрослого), игры с игрушками по небольшому сюжету, пальчиковые игры, хороводы, подвижные игры и пр.

взаимодействие с ребёнком после кохлеарной имплантацииЗаботливое и внимательное отношение к ребенку, телесный и эмоциональный контакт способствует формированию чувства безопасности и доверия к людям и к миру. Необходимо вызывать положительные эмоции у ребенка, улыбку, обращаться к нему ласковым голосом, смотреть в глаза. Важно брать ребенка на ручки, обнимать его, когда у него возникает в этом потребность. Благодаря этому малыш чувствует себя любимым и нужным. Кроме того, телесный контакт также помогает ребенку в осознании границ собственного тела, а значит, и в формировании адекватного представления ребенка о себе. Когда потребности ребенка игнорируются, он не ощущает эмоционального тепла и любви со стороны взрослого, то и мир ребенку кажется холодным и полным опасности. Такое недоверие в будущем может негативно повлиять на уверенность ребенка в себе, на отношения с людьми, на его эмоциональное благополучие.

Очень важно получение ответной реакции на действие ребенка. Необходимо поощрять инициативу и успехи ребенка улыбкой, ласковым голосом, поглаживанием. Похвала обязательно должна быть заряжена положительными эмоциями, выражаться активно, а отрицательная оценка действий ребенка должна быть короткой. В случае неуспеха важно оказать ребенку поддержку, чтобы в сотрудничестве со взрослым трудности были преодолены.

Необходимо взаимное понимание друг друга. Важно поддерживать и поощрять инициативу ребенка в естественном общении со взрослым. И в то же время, если он отворачивается, не желая общаться, не следует настаивать на взаимодействии.

Именно в раннем возрасте у ребенка формулируется чувство доверия к миру, поэтому так важно, чтобы ребенок ощущал любовь и заботу самых близких ему людей. От этого зависит психическое развитие ребенка и то, каким ребенок будет представлять себе мир вокруг – холодным, равнодушным и даже враждебным или понимающим, поддерживающим и теплым.

Коваленко Дарья,

детский психолог Центра абилитации и социальной адаптации детей с нарушениями слуха и речи «Говорун»