Естественные жесты и ребёнок с нарушенным слухом
Телефон +7 (499) 653 62 23

Естественные жесты и ребенок с нарушенным слухом

Май 31, 2017 | Олешова Варвара, Практические советы, Сурдопедагогика

Естественные жесты и ребенок с нарушенным слухомНа начальном этапе знакомства ребенка с миром звуков допустимо использование естественных жестов.

Естественные жесты — это условные обозначения действий, которыми мы подкрепляем свою речь, например, мы говорим ребенку: «пойдем кушать, ам-ам», при это делаем жест как будто мы подносим ложку ко рту, или, предлагая помыть руки, мы потираем одну руку о другую, имитируя тем самым мытье рук.

Важно понимать, что естественные жесты не заменяют собой речь, а являются дополнительной зрительной опорой восприятия речи. После того, как ребенок начинает ориентироваться в ситуации и реагировать на вашу речь, сопровождаемую естественными жестами, жесты постепенно можно убирать, тем самым переводя его на новый этап восприятия речи.

Условно можно выделить следующие этапы восприятия речи ребенком:

  1. Этап слухо-зрительного восприятия устной речи, сопровождаемой естественными жестами (ребенок видит ваше лицо, мимику и естественные жесты);
  2. Этап слухо-зрительного восприятия речи (ребенок видит ваше лицо и мимику);
  3. Этап восприятия речи на слуховой основе (ребенок не видит вашего лица, не смотрит на губы и мимику, а воспринимает речь чисто на слух).

Важно все время давать ребенку образец фразы, которую он мог бы сказать. Например, он использует указательный жест и показывает пальцем на полку, где лежит печенье. Мы спрашиваем: «ты хочешь печенье?» и показываем на него, видим утвердительный ответ, затем говорим ребенку: «Попроси: мама, дай печенье», при этом используем жест «дай». Если ребенок может сказать «ам-ам», побуждаем его попросить вас: «дай ам-ам». Все время важно давать ребенку простой образец фразы, которую в будущем он сможет сказать и воспринять на слух, тем самым мы из зоны актуального развития (то, что ребенок может делать сейчас сам) переводим его в зону ближайшего развития (то, что ребенок сейчас может сделать с помощью взрослого, но потом сможет делать сам). Именно поэтому мы используем естественные жесты и устную речь: помогаем ребенку выразить себя и понять нас доступными ему средствами. Важно просто все время двигаться вперед, внимательно следить за успехами ребенка и не останавливаться на достигнутом!

Олешова Варвара,

старший сурдопедагог Центра абилитации и социальной адаптации детей с нарушениями слуха и речи «Говорун»