Этапы (ре)абилитации детей до и после кохлеарной имплантации
Телефон +7 (499) 653 62 23

Этапы (ре)абилитации детей до и после операции кохлеарной имплантации. Обзор

Фев 9, 2017 | Олешова Варвара, Практические советы, Сурдопедагогика

СЕРИЯ СТАТЕЙ «АБИЛИТАЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ»

 

  1. Этапы (ре)абилитации детей до и после операции кохлеарной имплантации. Обзор
  2. Настройка речевого процессора кохлеарного импланта у детей раннего возраста (до 3 лет) (помощь родителям по подготовке к настройке)
  3. О важности занятий после кохлеарной имплантации в раннем возрасте

Этапы реабилитации после кохлеарной имплантацииКаждая семья имплантированного ребенка любого возраста проходит определенные этапы, каждый из которых является очень важным в общем, слуховом и речевом развитии ребенка. Задача родителей, с помощью педагогов, не упустить время и дать ребенку максимально возможное количество материала, опираясь на имеющиеся в данный момент ресурсы семьи и ребенка.

В работе с имплантированными детьми и их родителями условно можно выделить следующие этапы:

  1. Предоперационный этап;
  2. Этап хирургического вмешательства;
  3. Этап заживления шва;
  4. Этап подключения речевого процессора кохлеарного импланта и его первичная настройка;
  5. Этап систематических настроек речевого процессора, активного знакомства ребенка с новым миром звуков, запуск перехода ребенка на естественную коммуникацию;
  6. Этап естественного овладения ребенком речью, периодических поднастроек речевого процессора.

Ребенку необходимо оказывать своевременную психолого-педагогическую помощь на всех этапах абилитации.

  1. На предоперационном этапе важно подготовить ребенка любого возраста к операции и самим родителям настроиться на активную работу с ним.

Очень важно, чтобы время ожидания операции не было потеряно для развития ребенка. Даже если вашему ребенку нет еще и одного года, не стоит ждать операции для начала коррекционных занятий. Педагога необходимо искать сразу после обнаружения снижения слуха, чтобы уровень развития Вашего малыша приблизить максимально к норме. Практика показывает, что даже ранняя имплантация не является залогом успешного овладения речью и социализации ребенка в среду слышащих сверстников. Важно своевременно начать заниматься с ребенком и делать это каждый день, выполняя при этом все рекомендации педагога.

Если Ваш ребенок является внезапно оглохшим, то очень важно сохранить имеющуюся речь ребенка и начать систематические занятия с педагогом сразу после обнаружения снижения слуха.

Хорошо, если у ребенка есть опыт ношения слуховых аппаратов, т.к. ребенок психологически привыкает к ощущению «аппарата» за ушком, что в дальнейшем облегчает привыкание к речевому процессору.

  1. На этапе хирургического вмешательства проводится вживление электродов в улитку внутреннего уха с целью восстановления слуховых ощущений за счет электрической стимуляции слухового нерва. На этом этапе родителям важно соблюдать спокойствие и всячески поддерживать ребенка, а возникающие вопросы записывать в блокнотик, чтобы потом задать специалистам.
  2. На этапе заживления шва после операции кохлеарной имплантации родителям стоит продолжить занятия с ребенком в домашней обстановке. Для занятий можно использовать интересные и посильные ребенку задания, предъявляемые на основе сохранных органов чувств: зрения, обоняния, осязания, тактильно-двигательных и вкусовых ощущений.
  3. На этапе подключения речевого процессора кохлеарного импланта и его первичной настройки родителям важно предварительно ознакомиться с частями речевого процессора и их назначением, с тем чтобы при подключении быть в курсе происходящего и все внимание сосредоточить на ребенке.

Очень хорошо если до подключения у вас получится сформировать условно-двигательную реакцию у ребенка на зрительной и вибрационной основах.

  1. На этапе систематических настроек речевого процессора, активного знакомства ребенка с новым миром звуков и запуска перехода ребенка на естественную коммуникацию обеспечивается максимальная разборчивость воспринимаемой речи за счет последовательного уточнения пороговых и комфортных уровней стимуляции.

Как правило, на первом году использования кохлеарного импланта ребенком проводится около 4 настроечных сессий, на втором году – 2 сессии, в последующие годы – уже по 1 сессии в год, но все очень индивидуально и при возникновении вопросов к настройке следует немедленно связаться с аудиологом и, при необходимости, приехать на незапланированную настройку.

Это самый ответственный этап  реабилитации, т.к. он запускает весь процесс овладения речью. Решающую роль на данном этапе играет командное взаимодействие родителей и сурдопедагога в знакомстве ребенка с новым миром звуков. Именно сурдопедагог показывает родителям, как научить ребенка слушать и слышать речь и звуки окружающего мира.

На данном этапе предпочтительно, чтобы ребенок находился в семье. Помещение только что имплантированного ребенка, не имеющего слухового опыта, в образовательное учреждение до овладения речью и перехода коммуникации на естественную основу может свести на нет все предшествующие усилия семьи, ребенка и сурдопедагога. Ребенок еще не готов  к речевой среде и естественной коммуникации со слышащими сверстниками. Также такому ребенку может повредить среда неслышащих, поскольку она не может стимулировать дальнейшее развитие слуха и речи на естественной основе.

  1. Этап естественного овладения ребенком речью, периодических поднастроек речевого процессора.

На данном этапе настройка речевого процессора происходит примерно 1 раз в год. Ориентиром в выборе образовательного учреждения для родителей и сурдопедагога на данном этапе являются общие характеристики психического и речевого развития ребенка и перспективы его сближения с нормой в разных условиях обучения.

Олешова Варвара,

сурдопедагог Центра абилитации и социальной адаптации детей с нарушениями слуха и речи «Говорун»