Игра – ключ к развитию ребёнка | Центр Говорун
Телефон +7 (499) 653 62 23

Игра – ключ к развитию ребёнка

Янв 5, 2017 | Детская психология, Коваленко Дарья, Практические советы

Все мы когда-то играли в детстве. Часто детство ассоциируется именно с игрой. И многим кажется, что игра – это всего лишь приятное времяпрепровождение для ребенка. Однако это не совсем так.

Роль игры в развитии ребенка

Игра – это ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, не зависимо от того, нарушен ли у него слух или нет. Через игру он познает мир отношений, удовлетворяет свою потребность быть взрослым. В играх с другими детьми ребенок обогащает свой социальный опыт: учится сотрудничать и отстаивать свою точку зрения, разрешать трудные и конфликтные ситуации. Игра помогает ребенку адаптироваться и подготавливает его к будущей взрослой жизни. Она сама по себе дает ему много положительных эмоций, но также в ней он проигрывает свои переживания, учится выражать свои мысли и чувства.

Игра для детей с нарушениями слухаИгра – это естественная форма обучения для любого ребенка. В играх развиваются все психические функции: мышление, речь, воображение, восприятие, внимание, память. Также развиваются координация движения, моторные навыки, формируется произвольность поведения. Ведь, например, всем известно, что ребенку трудно стоят неподвижно в одной и той же позе. Но, если предложить ему роль часового, то он сможет простоять так довольно продолжительное время. Чтобы договориться с другими участниками игры, обговорить роли, нужно активно задействовать речь. Чтобы заменить расческу палочкой, нужна работа воображения. Таким образом, в игре ребенок естественно развивается. Именно игра является необходимым средством реабилитации и абилитации детей с нарушенным слухом, и все занятия проходят в игровой форме.

Используются различные игры:

  • Дидактические – это игры, основной целью которых является обучение. Это могут быть игры с матрешками, пирамидками, формами-вкладышами и пр. В таких играх идет целенаправленное обучение и развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, мышления, речи и пр. Они организованы взрослым и по его правилам.
  • Подвижные – игры, в которых развиваются координация движения, моторика. Это различные игры с прыжками, бегом, со спортивным инвентарем. Например, «Лови мяч», «Как зайка прыгает, как мишка ходит?».
  • Строительно-конструктивные игры. В них развиваются творческие способности, навыки конструирования за счет возведения различных сооружений, построек из кубиков и конструктора. Такие игры также развивают координацию и моторику рук. Например, постройка гаража для машинки, домика для зайки.
  • Игра для детей после кохлеарной имплантацииСюжетно-ролевые игры. Эти игры, как правило, отражают отношения между людьми, собственный жизненный опыт ребенка, знакомят с профессиональной деятельностью. Они помогают развивать воображение, речь, мышление, внимание, произвольность поведения, творческие способности, совершенствуют навыки общения. Это игра в привычном для нас понимании. Например, игра «Шофер», «Магазин», «Дочки-матери». Такая форма игры самая естественная для ребенка, так как правила таких игр он задает сам. Однако, на начальных этапах развития сюжетно-ролевых игр необходима организационная помощь взрослого. Об этом мы расскажем чуть ниже.
  • Игры-забавы, игры-потешки («Ладушки», «Сорока», «Ехали-ехали», «Идет коза рогатая» и пр.). Эти игры эмоционально окрашены, они имеют определенный ритм, речевое сопровождение. В них осуществляется непосредственный эмоциональный контакт участников игры, они очень хорошо способствуют гармонизации детско-родительских отношений.
  • Игры-драматизации, театрализованные игры, в которых разыгрываются сцены по готовым текстам. Они воспитывают у детей выразительность движений, речи, воображения, развивают творческие способности, помогают проработке переживаний. Например, обыгрывание сюжета сказки «Три поросенка» помогает проработать страхи (боязнь волков, страх быть пойманным), также усвоить последовательность и логику событий.

Все эти игры необходимы для нормального развития каждого ребенка.

Этапы развития игровой деятельности у детей дошкольного возраста

В младенческом и раннем возрасте ребенок знакомится с игрушками, манипулирует ими: рассматривает их, стучит, бросает, пробует на вкус и т.д. Но даже эти простые и порой однообразные действия способствуют развитию восприятия, ребенок запоминает звуки, которые издают предметы, цвета, формы. Постепенно формируются его предпочтения: с одними игрушками он играет всегда, а какие-то остаются в стороне. В раннем возрасте игра, овладение предметами становится также своего рода средством общения со взрослым, формой делового общения и сотрудничества.

Игра для детей с нарушениями слухаДети начинают проигрывать действия взрослых, которые им знакомы. Например, ухаживают за куклами (кормят, купают, укладывают спать). На этом этапе взрослому очень важно пробуждать интерес к игрушкам, обыгрывать их. При этом главным условием является эмоциональность. Необходимо создавать ситуации, вызывающие радость, желание действовать с игрушками. Выбираются яркие игрушки и проигрываются коротенькие сценки. В ходе такой игры необходимо эмоционально выражать свое отношение к героям-игрушкам и к их действиям.

Постепенно игра усложняется. В младшем дошкольном возрасте ребенок уже не просто проигрывает отдельные действия, а выстраивает их последовательную цепочку, создает сюжет и начинает прослеживать логику развития событий. Для развития сюжетно-ролевой игры необходимо обогащать социальный опыт ребенка: важно учить детей наблюдать за деятельностью взрослых, комментировать происходящее и результаты наблюдений, привлекать детей к посильной для них деятельности (достать продукты из холодильника для готовки, помешать кашу).

В 4-5 лет дети играют, исходя из заданной роли, которая становится ведущей и организующей. Ребенок уже действует не так, как ему хочется, а так, как предписывает роль, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. У игры появляются правила, невыполнение которых ведет к распаду игры. Активно используются предметы-заместители, ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации. Игровая деятельность обогащается за счет новых форм работы, организуемых взрослыми (походы в магазин, к врачу, в зоопарк и пр.), знакомства с профессиями.

В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра продолжает совершенствоваться. Дети подготавливаются к игре: выбирают предметы-заместители, обсуждают и планируют этапы будущей игры, распределяют роли. Это уже собственно сюжетно-ролевая игра. На этом этапе дети овладевают главными и второстепенными ролями, совершенствуют речевое общение со сверстниками, эмоционально и искренне погружаются в происходящее, в роль и следят за правильностью ее выполнения. Сюжетом для игр становятся не только реальные ситуации, но и события из рассказов и придуманные истории.

Таким образом, игровая деятельность способствует развитию воображения ребенка, речи, эмоционально-волевой сферы, произвольности поведения, подвижности мыслительных процессов, учит взаимодействовать с другими людьми и пр. Все это помогает ребенку подготовиться к новым социальным условиям – к школе, к взрослой жизни.

Игра – инструмент, необходимый для полноценного развития любого ребенка. При нарушении слуха детям порой трудно самим развернуть самостоятельную игровую деятельность и может понадобиться помощь взрослого. Не пренебрегайте играми с детьми!

Коваленко Дарья,

детский психолог Центра абилитации и социальной адаптации детей с нарушениями слуха и речи «Говорун»