Игры и этапы знакомства ребенка с кубиками | Центр "Говорун"
Телефон +7 (499) 653 62 23

Конструирование – важный вид деятельности детей раннего и дошкольного возраста, способствующий формированию творческих способностей, памяти, внимания, мышления, речевой активности.

Важно грамотно организовать игру ребенка, чтобы она была не только интересной, но и способствовала решению определенных коррекционных задач. Удобнее всего играть на полу, т.к. меньше вероятности того, что постройка упадет или не хватит места, а малыш всегда может поменять позу, подвинуться, лечь на живот и т.д.

Чтобы заинтересовать ребенка игрой, важно вводить сам процесс конструирования в простой игровой сюжет. Тогда конструирование приобретает смысл, становится игровой и коррекционной задачей.

Не стоит ребенку сразу предлагать весь набор кубиков. Сначала можно познакомить малыша с постройками из одинаковых геометрических форм: кирпичиков и кубиков. Это могут быть различные варианты дорожек — узкая и широкая из кирпичиков, башни и поезд из кубиков. Тут же в процессе конструирования можно поработать и над развитием слухового восприятия. Например, на слух в форме поручений попросить покатать ребенка на поезде несколько игрушек, а затем на слух их убрать («Покатай кошку мяу/ собаку ав-ав/ лялю», «Убери мяу, ав-ав, лялю»).

В обучении ребенка конструированию можно выделить следующие этапы:

  1. Постройки из геометрических фигур одного типа;
  2. Комбинация форм, введение понятия величины;
  3. Объединение построек, введение понятия цвета.

Первый этап- постройки из геометрических фигур одного типа

Действия по показу

Маленький котенок плачет: «мяу-мяу» (жалобно мяукаем, изображаем, как котенок плачет), он не может попасть к себе в домик. Предложите ребенку построить дорожку к домику для котенка. Заранее приготовьте 4-6 кирпичиков. Покажите малышу, как приставлять кирпичики друг к другу узкой стороной, оречевляя при это свои действия, например: «оп-оп-оп». Уложите несколько кирпичиков, предоставляя возможность ребенку дальше продолжить строительство самому. Можно укладывать дорожку поочередно. Когда Ваша постройка будет завершена, обязательно обыграйте ее, предложив ребенку проводить кошку по дорожке: «топ-топ-топ».

В следующий раз повторите игру, но попросите ребенка построить дорожку для кошки самому. При затруднениях напомните ему, как нужно прикладывать кирпичики друг к другу.

Такие игры познакомят ребенка с геометрической формой предметов, первыми практическими мыслительными действиями (примеривание и прикладывание), научат его действовать по Вашему показу, а образ «постройки-дорожки» станет для него узнаваемым.

Действия по знакомому образцу

Спустя некоторое время усложните игру. Постройте узкую дорожку заранее, посадите на нее игрушечную кошку. Дайте малышу несколько кирпичиков и предложите построить такую же дорожку для собачки. Постройки обыграйте.

Действия по просьбе (поручению)

Приготовьте для игры кирпичики и 2-3 небольшие машинки. Предложите ребенку построить дорожку для каждой машинки, а затем их покатать: «би-би». В этой игре важно, чтобы ребенок начал строить дорожку по Вашей просьбе, припоминая, как он это делал раньше, используя Ваш показ или готовый образец.

Во время игры старайтесь вызывать у ребенка желание Вам подражать: «Би-би-би».

В следующий раз для строительства дорожки предложите ребенку самому выбрать несколько кирпичиков среди кубиков.

Далее можно ребенку предложить построить башенку. После того, как ребенок освоит строительство башни, ориентируясь на Ваш показ, предложите ему игру, в которой необходимо сделать постройку с опорой на готовый образец.

Заранее постройте башню из кубиков, закрыв постройку платком. Посадите рядом с башней небольшую игрушку, например: зайчика. Начните игру с сюрприза, предложите ребенку посмотреть, что спрятано под платком: «что там?».

Покажите ребенку башенку и зайчика, который умеет ловко прыгать и даже может прыгнуть так высоко, что будет сидеть наверху башни.

Достаньте еще кубики, предложите малышу построить еще одну башню для зайки. Если у ребенка самостоятельно не получается построить, помогите ему. После завершения постройки покажите, как зайка может прыгать с башенки за башенку: «прыг-скок», и прятаться за одну из них: «ку-ку». Передайте игрушку ребенку, попросите повторить Ваши игровые действия.

Также постепенно вводите в игру и другие постройки из одинаковых по форме кубиков: поезд, самолет и т.д.

Второй этап- комбинирование форм, введение понятия величины

Ваш ребенок сделал первые шаги на пути освоения простейшего конструирования, теперь он готов перейти к конструированию двух знакомых (кубик и кирпичик) геометрических форм. Можно предложить ребенку построить машину (на кирпичик ставим кубик), стул и стол (стул-к кубику приставляем кирпичик, стол- на кубик кладем кирпичик).

Постепенно вводите в игру новые геометрические формы (треугольная призма), предложите ребенку построить дом (на кубик положите «крышу»). Постройте с малышом большой и маленький домик для большой и маленькой матрешки. Придумывайте такие игровые ситуации, при которых необходимо построить большую и маленькую машину для двух мишек, а потом большой и маленький стул и стол и т.д.

Чтобы ввести в сюжетную игру новый сенсорный признак-величину, приобретите набор с достаточно большими кубиками, так чтобы маленький и большие кубики заметно отличались по размеру.

Предварительно обязательно познакомьте ребенка с понятием величины, например: разложите кубики по величине, большие кубики сложите в большой грузовик, а маленькие разместите в маленьком грузовичке.

Не забывайте ребенку предлагать выполнять постройки, ориентируясь на Ваш показ, потом создавайте для ребенка возможность пробовать строить по готовому образцу. А в самостоятельной игре, когда малыш научился хорошо узнавать постройки и самостоятельно их воспроизводить, он может уже действовать по вашей просьбе.

Третий этап — объединение построек, введение понятия цвета

Постепенно начинайте вводить в постройки  название цвета предметов. Стройте желтые и зеленые дорожки, подбирая кирпичики по цвету. Разными по цвету могут быть башни и вагончики,  самолеты и машины, дома, качели и лодки. Однако, важно помнить, что на начальном этапе ребенку еще сложно ориентироваться в двух сенсорных признаках предметов: форме и цвете. Поэтому вначале стоит вводить цвет в постройки из одних и тех же геометрических форм: дорожки, башни, вагончики, самолеты, а потом – в более сложные постройки, сочетающие в себе две формы: цветные домики, разноцветные машины, качели, лодки, цветные стулья и столы.

Когда у Вашего ребенка уже накопилось в опыте несколько простых построек, попробуйте их соединить, создав тем самым простую сюжетную композицию: дом с дорожкой, машины едут по дорожке, поезд и машина, стол и стулья, машина и самолет.

Например, можно поиграть в игру «Гусиный дом». Скажите малышу, что сегодня вы будете строить дом с дорожкой. Попросите ребенка сначала построить дом: «Построй дом», затем дорожку: «Построй дорожку». Спрячьте за домик игрушечного гуся. Покажите малышу игрушку, побуждая ребенка к звукоподражанию: «Гусь- га-га-га». Спросите его, как гусь кричит? Расскажите стишок:

Гусь с гусями живет

В доме на лужайке.

(Спрячьте гуся за домик, продолжая читать стишок)

Кто там голос подает?

Ну-ка, угадай-ка!

Га-га-га, га-га-га!

Пусть гусь походит по дорожке, обойдет домик и вновь спрячется за ним.

Интерес ребенка к строительству можно поддерживать, создавая на глазах малыша постройки с новыми геометрическими формами — пластиной и цилиндром.

Положите на кирпичик пластину, получатся качели. Обыграйте ситуацию, достаньте небольшие игрушки и покачайте их на качелях. Предложите ребенку самому построить качели для других игрушек.

Также можно быстро на глазах ребенка сделать лодку из кирпичика, а ее парус – из треугольной призмы или второго кирпичика.

Когда ребенок освоил разные постройки из  двух деталей, постепенно усложняйте задачу и вводите постройку из трех деталей. Например, можно построить кукольную кровать из трех кирпичиков, приставляя два стоящих вертикально кирпичика к третьему, лежащему плашмя, или сделать кресло для мишки или диванчик для подружек-матрешек.

Если рассмотреть картинку с паровозом, называя его детали (колеса, труба, кабина), то можно сделать чудо-паровоз из кирпичика, цилиндра и кубика. Поставьте на кирпичик кубик и цилиндр- получится паровоз. Предложите ребенку построить свой паровоз. Рассмотрите его, показав, где труба, кабина, колеса. Попросите показать, как паровоз гудит: «ту-ту», как стучат колеса паровоза: «тук-тук». Достаньте небольшие игрушки и посадите их на паровоз, обыгрывая новую постройку.

Следующим шагом станет освоение наиболее сложных сооружений типа перекрытий.

Подготавливают освоение этих сложных конструкций более простые постройки: сооружение скамьи из двух кубиков и планки, положенной поверх них, и заборчика из кирпичиков, приставленных друг к другу вертикально.

Как только ребенок научится делать эти конструкции, ему можно предложить построить ворота: поставить кирпичики вертикально и наложить на низ сверху планку, обыгрывая постройку с использованием дополнительных игрушек: машин, кукол, маленького мяча.

Система игр и занятий со строительным материалом предполагает постепенное обучение ребенка простейшему конструированию. В этой системе каждый последующий шаг опирается на предыдущий этап. Поэтому не стоит спешить, если ваш малыш еще не усвоил принципы постройки сооружений из одинаковых деталей, а потом из двух и трех разных деталей.

Важно не забывать, что развитие- это сложный процесс, в котором последующие умения зависят от качества предыдущих.

Олешова Варвара,

старший сурдопедагог Центра абилитации и социальной адаптации детей с нарушениями слуха и речи «Говорун»

Литература:

  1. Разенкова Ю.А. Кубик, кирпичик и будущий строитель/ В кн.: Я хочу играть. Развивающие игры с платочком, зеркальцем, пирамидкой, кубиками, мячом… — со всем, что под рукой: Пособие для родителей. – М.: Карапуз, 2012.