Просто и доступно о кризисе трех лет. Консультация психолога
Телефон +7 (499) 653 62 23

Кризис 3 летВашему малышу около трех лет и его как будто подменили. Он изменился: стал более капризным, все время спорит, упрямится, отказывается от помощи, стремится сделать все наперекор взрослому. Он часто сердится и кричит «Я сам! Я сам!». Что с ним происходит?

Не пугайтесь, вероятно, это кризис 3-летнего возраста. Понимание происходящего поможет Вам быть более терпеливым к ребенку в этот период.

Что такое кризис трех лет?

Кризис трех лет – это один из самых ярких по проявлениям кризис детства, который нередко застает родителей врасплох. Еще не давно послушный милый ребенок превращается в бунтаря, становится неуправляем, капризным, упрямым, строгим и даже деспотичным по отношению ко взрослым, братьям и сестрам. Что или кто «испортил» ребенка? Давайте разберемся в сути этого трехлетнего кризиса.

Границы кризиса трех лет индивидуальны и условны, чаще он начинается в 2,5 года и заканчивается в 3,5 года. Однако у одних детей этот период проходит почти незаметно, и поведение ребенка почти никак не меняется, у других же он проявляется очень ярко. Необходимо понимать, что проявление кризиса трех лет является положительным и важным изменением личности ребенка. Можно сказать, что от того как складывается развитие ребенка в этот период, зависит его будущее.

Как проявляется кризис трех лет?

Выделают семь характеристик поведения ребенка в кризис трех, так называемое «семицветие» трехлетнего возраста:

  1. Негативизм – стремление ребенка сделать все наоборот, то есть противоположно тому, как ему сказали. На первый взгляд, можно сказать, что ребенок может быть непослушным в любом возрасте: не хочет идти гулять, не хочет убирать игрушки. Парадокс проявления негативизма в кризис трех лет заключается в том, что на самом деле ребенку хочется сделать то, о чем Вы ему говорите, но этого он делать не будет только потому, что это предложение исходит от взрослого. Например, ребенку хочется пойти в гости к другу, он говорит маме об этом, но, получив от нее согласие, начнет упрямиться. Да, ему по-прежнему хочется туда пойти, но еще больше хочется сделать наоборот. Ребенок может даже потребовать, чтобы ему запретили навестить друга, и после исполнения этого уже с удовольствием к нему отравится.
  2. Упрямство – умение ребенка отстаивать свою точку зрения. Ребенок настаивает на чем-либо, потому что об этом он сказал сам, таким поведением он требует, чтобы с его мнением считались. Он хочет продолжить играть в песочнице, и его ничем оттуда не выманишь, даже если желание играть угасло.
  3. Строптивость – это своего рода вызов сложившимся нормам и правилам. Строптивость ребенка глобальна, она направлена не конкретному взрослому, а привычному образу жизни, всей системе сложившихся отношений.
  4. Своеволие, его можно распознать по словам «Я сам!», по желанию сделать все самостоятельно. Таким поведением ребенок показывает свою «взрослость», он хочет делать все сам, даже если он этого не умеет. Многое может не получаться, но и просить взрослого о помощи он не станет (гордость ему не позволит), ведь он уже «взрослый». Это внутреннее противоречие приводит к слезам и истерикам.
  5. Обесценивание – ребенок отказывается от того, что раньше ему было мило: любимые раньше игрушки становятся неинтересными, он может начать ругаться, обзываться грубыми словами (в том числе на родителей).
  6. Протест-бунт. Эта характеристика напрямую связана с обесцениванием, ребенок становится конфликтным, он может провоцировать ссоры, скандалы, чтобы вызвать сильные эмоции взрослых.
  7. Деспотизм и ревность. Ребенок становится авторитарным и деспотичным. Он требует от окружающих «послушания», диктует, чем его надо кормить, во что и кому нужно играть, может пытаться что-либо запрещать. Если в семье несколько детей, то вместо деспотизма может возникать ревностное отношение к братьям и сестрам, которые, по мнению юного деспота, не имеют в семьи никаких прав.

Кризис трех лет – это время перемен, когда ребенок начинает понимать, что он подрос, стремится к самостоятельности, ему хочется самому принимать важные для него решения, делать все по-своему. Он чувствует себя большим и требует уважения к себе и к своим желаниям. А мы родители, по-прежнему командуем и говорим, что и как нужно делать. Естественно у ребенка возникает бунт. Причем ребенок борется не только со взрослыми, но и с самим собой. Он не понимает того, что с ним происходит, он не в состоянии управлять своими эмоциями. Поверьте, ему в это время может быть также тяжело, как и Вам. Но в таких «муках» происходит становление личности ребенка. Это очень важное время.

Как вести себя родителям в столь непростой период?

  • Необходимо менять свою стратегию поведения в общении с ребенком. Пора признать, что малыш вырос. Дайте ему больше самостоятельности, поощряйте инициативу. Не надо делать за него то, с чем он может справиться сам. Пускай помогает по хозяйству дома: моет пол, посуду, накрывает на стол, стирает.
  • Предлагайте ребенок выбор, это одновременно укрепит проявление его самостоятельности и в то же время задаст определенные рамки. Например, ребенок хочет сам выбрать одежду для прогулки. Дайте ему на выбор несколько вариантов («Пойдешь в синих штанишках или в красных?»), это создаст иллюзию самостоятельного решения, но также и задаст определенные границы (чтобы ребенок вдруг не пошел гулять зимой в шортах).
  • Не заставляйте, а просите ребенка о помощи. «Переведи меня, пожалуйста, через дорогу за ручку». И вот уже ребенок держит и ведет Вас за руку.
  • Случается, что на Ваши требования и просьбы ребенок говорит категоричное «Нет!», кричит, падает на пол и стучит ногами. Сохраняйте спокойствие. Криками не поможешь, это может только усугубить дело, а если пойти у малыша на поводу, то истерика станет средством достижения своих целей. Когда малыш успокоится, поделитесь с ним своими чувствами: «Мне очень жаль, что ты не сдержался…». Так ребенок будет учиться выражать свои эмоции словами. Помните, что в любом случае поведение взрослого является для ребенка примером. Если Вы будете агрессивны по отношению к нему, то он будет вести себя также.
  • Бывает, что ребенок постоянно повторяет какое-либо нежелательное действие назло родителям. Например, нажимает на кнопки стиральной машины (кухонной плиты), смеется и ждет реакции родителей. В таких случаях есть маленькая хитрость. Назначьте ребенка ответственным за включение стиральной машины (кухонной плиты), он вряд ли откажется, ведь это действие ему нравится. И каждый раз, когда нужно постирать одежду (или приготовить еду) зовите озорника, даже если в это время он играет, занимается своими делами. Желание нажимать ненужные кнопочки, скорее всего, быстро пропадет. Главное быть спокойным и не переходить на крики.

Возраст трех лет – это переломный момент, рубеж, который необходимо преодолеть ребенку, чтобы стать дошкольником. В этом возрасте ребенок часто становится капризным, конфликтным и трудным. Кризис трех лет – естественный этап перестройки психической жизни взрослеющего малыша. У ребенка формируется представление о себе, чувство собственного достоинства, он стремится к большей самостоятельности и независимости, чувствителен к оценкам его результатов окружающими. Взрослому важно изменить стереотипы взаимодействия с ребенком.

Коваленко Дарья,

детский психолог Центра абилитации и социальной адаптации детей с нарушениями слуха и речи «Говорун»