Нарушение фонематического слуха | Центр Говорун
Телефон +7 (499) 653 62 23
Нарушение фонематического слухаНедоразвитие фонематического восприятия является одной из причин появления нарушений звукопроизношения. Фонематическим слухом называют тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Говоря простым языком, фонемы — это звуки, которые несут в себе смыслоразличение слова, например, в словах «коза — коса» звуки [с] и [з] являются разными фонемами. Если слова «коза» и «коса» ребенок слышит одинаково как «коса», то произносить он тоже будет «коСа» вместо «коЗа» и смысл этих двух слов у него будет смешиваться.

Фонематическое восприятие, которое представляет собой способность различать фонемы и определять очередность звуков в слове, формируется на основе фонематического слуха постепенно, в процессе естественного развития ребенка. Важно иметь ввиду, что фонематический слух не тождествен музыкальному слуху: можно обладать идеальным музыкальным слухом, но иметь плохой фонематический, и наоборот.

Своевременная диагностика нарушений фонематического слуха играет ключевую роль в успешном развитии речи ребенка. Фонематический слух начинает формироваться с рождения и уже к концу второго года жизни ребенок различает все звуки родного языка, а завершается к четырем годам. Впервые получить консультацию логопеда необходимо в возрасте трех лет. На консультации логопед определит нуждается ли малыш в специальных занятиях или нарушения самоустранятся в процессе развития. Отметим, что скорректировать формирование фонематического слуха до четырех лет значительно легче, чем исправлять нарушения в более старшем возрасте. Кроме того, проблемы фонематического слуха нередко сочетаются с другими нарушениями речи, в частности с нарушениями слоговой структуры слова.

Несмотря на то, что фонематический слух полностью завершает свое формирование лишь к четырем годам, уже с двух-трех лет его можно стимулировать специальными упражнениями. Эти упражнения помогут детям в дальнейшем при звуковом анализе слов различать слова и слоги со схожими фонемами, например, ша-са-ша, ша-ша-са; ча-тя-тя, тя-ча-тя; ла-ра-ла, ра-ла-ла; ма-на-ма, на-на-ма; ца-са-ца, ца-са-са. Важно научить ребенка вслушиваться в свою речь, научить сравнивать свою речь с речью окружающих, контролировать свое звукопроизношение. Если ребенок дошкольного возраста допускает ошибки при повторении услышанных им слов, то это свидетельствует о несформированности его слуха, что в дальнейшем может привести к нарушениям чтения и письма в виде фонематической дислексии и акустической дисграфии. Данные нарушения существенно осложняют изучение родного языка в школе и приводят к проблемам, которые родителями и учителями ошибочно объясняются небрежностью и невниманием ребенка. Кроме того, хорошо развитый фонематический слух существенно облегчает освоение иностранных языков. Таким образом, профилактика и своевременная коррекция нарушения фонематического слуха являются залогом успешной учебы ребенка в школе.

Данной проблемой занимались многие специалисты: Н.Х. Швачкин, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина и другие. Если Вы хотите более подробно ознакомиться с проблемой правильного формирования фонематического слуха, можете изучить данную проблему в книгах Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева «Нарушения речи у детей», — Москва 1993 г., и Н.И. Дьякова «Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников», Москва 2010 г.

Шапошникова Александра,

логопед-дефектолог Центра абилитации и социальной адаптации детей с нарушениями слуха и речи «Говорун»