Настройка речевого процессора кохлеарного импланта
Телефон +7 (499) 653 62 23

Настройка речевого процессора кохлеарного импланта у детей раннего возраста (до 3 лет) (помощь родителям по подготовке к настройке)

Фев 4, 2016 | Олешова Варвара, Практические советы, Сурдопедагогика

СЕРИЯ СТАТЕЙ «АБИЛИТАЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ»

  1. Этапы (ре)абилитации детей до и после операции кохлеарной имплантации. Обзор
  2. Настройка речевого процессора кохлеарного импланта у детей раннего возраста (до 3 лет) (помощь родителям по подготовке к настройке
  3. О важности занятий после кохлеарной имплантации в раннем возрасте

настройка речевого процессора кохлеарного имплантаДля имплантированных детей особое значение приобретает взаимодействие между аудиологом, сурдопедагогом и родителями, а также эмоциональный контакт каждого из них с ребенком. Аудиологу для успешной настройки речевого процессора необходимо наличие у пациента некоторых умений (реагировать на присутствие или отсутствие звука, сосчитать количество звучаний, определить громкость звучания и др.). Сурдопедагог определяет и показывает как, какими способами научить ребенка этим умениям. Однако, основной процесс обучения, автоматизации необходимых умений обеспечивается родителями в домашних условиях!

При настройке речевого процессора КИ после проверки состояния электродов сначала аудиолог определяет пороговые уровни токов и максимально комфортные уровни токов на каждом электроде. Изменение уровня токов ребенок воспринимает как гудочки разной громкости и частоты.

Настройка процессора КИ значительно облегчается, если у ребенка предварительно сформированы условно-двигательная реакция на звук и представления о тихих и громких звуках. Условно-двигательную реакцию на звук у ребенка можно выработать, начиная с 1,5 лет, но подготовку следует начинать как можно раньше. Наличие у ребенка условно-двигательной реакции на звучание помогает наиболее адекватно настроить речевой процессор. Поэтому важно, чтобы родители перед каждой настройкой речевого процессора вырабатывали у ребенка условно-двигательную реакцию, как на громкое, так и на тихое звучание.

Сурдопедагог при настройке речевого процессора в качестве звуковых стимулов использует звучащие игрушки (погремушка, шарманка, дудка, гармошка, свисток, барабан и т.д.), голос разговорной громкости, шепот. У детей до 1,5 лет педагог основывается на регистрации безусловно-ориентировочных реакций на звук. Следует иметь в виду, что безусловные реакции характеризуются быстрым угасанием при повторных предъявлениях. В связи с этим звуковые стимулы предъявляются с максимального расстояния (4-6 м), начиная с наиболее высокочастотных.

настройка речевого процессора кохлеарного имплантаДети старше 1,5 лет в момент звучания должны надевать кольцо на стержень пирамидки, класть кубик в кузов машины и т.д. Также для определения адекватности настройки речевого процессора сурдопедагог предъявляет ребенку звукоподражания и лепетные слова (мяу, ав-ав, прр, пи-пи, му), а позже – словосочетания и фразы с ними, что дает возможность понять не только уровень речевого развития и эффективность реабилитации ребенка, но и понять уровень восприятия ребенком разночастотных речевых звучаний.

Чтобы родителям, которые готовятся к настройке речевого процессора кохлеарного импланта, были понятны действия сурдопедагога и аудиолога в процессе настройки, перечислим основные ее этапы:

1. А) Беседа с родителями. Б) Определение максимального расстояния, на котором слышит ребенок до настройки речевого процессора кохлеарного импланта, а так же характера восприятия разночастотных звучаний. Выявление динамики в развитии ребенка.

2. Настройка. Наблюдение за ответными реакциями ребенка в процессе настройки, стимуляции и программирования.

3. Определение расстояния, на котором слышит ребенок после настройки речевого процессора кохлеарного импланта, адекватности и комфортности настройки для ребенка.

Игры для подготовки ребенка к настройке в домашних условиях:

I. Игры, направленные на выработку условно-двигательной реакции на звук

1. Прокати шарик через воротцаигры для настройки речевого процессора кохлеарного импланта

Цель: Развивать условно-двигательную реакцию на звук, зрительно-двигательную координацию, закреплять хватание щепотью, развивать соотносящие действия.

Оборудование: шарик, воротца из кубиков.

Ход игры: Взрослый садится у одного края стола, ребенок — напротив у другого. Между собой и ребенком он ставит воротца. Педагог берет один шарик и в момент звучания прокатывает его через воротца к ребенку. Тот ловит и тем же движением в момент звучания возвращает обратно. Взрослый сначала предъявляет звуки слухо-зрительно, затем только на слух.

2. Посади цветочек на лужок

Цель: формировать зрительно-двигательную координацию.

Оборудование: зеленое полотно, на которое нашиты липучки; цветы, вырезанные из плотной ткани, с пришитыми липучками.

Ход игры: взрослый предлагает посадить на лужок красивые цветочки. В ответ на звуковой сигнал взрослый прикрепляет цветочек к липучке. Затем ребенок действует по подражанию. Взрослый сначала предъявляет звуки слухо-зрительно, затем только на слух.

Аналогичную игру можно проводить с использованием кнопок и пуговиц.

3. Приделай прищепку

Цель: выработать условно-двигательную реакцию на звучание, научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки.

Оборудование: прищепки, картинки.

Ход игры: Взрослый достает прищепки и предлагает ребенку приделать лучики к солнышку (или иголки к ежику, листики к дереву) в ответ на звуковой стимул. Сначала взрослый выполняет задание вместе с ребенком. Звучание предъявляется слухо-зрительно, затем только на слух.

Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и т. п.).

4. Посыпаем дорожки

Цель: вырабатывать условно-двигательную реакцию на звучание, развивать мелкую моторику.

Оборудование: крупа (манка, пшено и др.), полоски бумаги, два домика.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку посыпать «песком» (манкой, пшеном или др.) дорожку на столе шириной 3-5 см. Дорожка может идти от одного домика к другому. Взрослый в ответ на звучание берет щепотку «песка» и кладет на дорожку, учит ребенка проделывать то же самое. Сначала звучание предъявляется слухо-зрительно, затем только на слух.

5. Цветик-семицветик

Цель: выработка условно-двигательной реакции на звучание.

Оборудование: цветок из картона или плотной бумаги с сердцевиной и лепестками.

Ход игры: Цветок лежит на столе перед ребёнком. Когда ребенок услышит звук, он отрывает лепесток у цветка.

 

II. Игры, направленные на работу по различению звукоподражаний (слов)

1. Кто как кричит?

Цель: учить дифференцировать звукоподражания.

Оборудование: игрушки-животные (лошадка, лягушки, коровы и т.д.), игрушечные тарелочки, камушки.

Ход игры: Взрослый поочередно достает из мешка (из-под стола) игрушки, обыгрывает их и демонстрирует соответствующее звукоподражание. Затем говорит: «Будем играть». Педагог произносит звукоподражание, а ребенок кладет на тарелочку, соответствующей игрушке, камушек.

подготовка к настройке речевого процессора кохлеарного импланта2. Найди игрушку в мешочке

Цель: Учить узнавать на ощупь знакомые предметы, опознавать на слух знакомые слова.

Оборудование: игрушки различной формы, величины, фактуры, непрозрачный мешочек с завязкой, в который складываются предметы-игрушки.

Ход игры: Взрослый достает по очереди игрушки, озвучивает, обыгрывает их, дает ребенку. Затем все игрушки убираются в «чудесный мешочек». Взрослый затягивает шнурток, трясет мешочек и просит ребенка найти конкретную игрушку на ощупь. (Например: «Дай ав-ав»). Игрушки подбираются в соответствии с уровнем развития слухового восприятия ребенка. Сначала взрослый предъявляет слова слухо-зрительно, затем только на слух.

игры для настройки речевого процессора кохлеарного импланта3. Какая у меня картинка?

Цель: учить различать разные по звучанию слова; развивать слуховое восприятие.

Оборудование: листы лото с изображением трех предметов, маленькие карточки с изображением тех же предметов.

Ход игры: Вначале взрослый должен убедиться, что ребенок знает все предметы, изображенные на картинках, их названия. Взрослый достает маленькую карточку с изображением предмета и предлагает послушать какую картинку он держит в руках. Ребенок показывает на картинку на листе лото и по мере возможности повторяет слово. Взрослый отдает ребенку маленькую карточку, если предмет показан верно.

Слова предъявляются сначала слухо-зрительно, потом только на слух.

Олешова Варвара,

сурдопедагог Центра абилитации и социальной адаптации детей с нарушениями слуха и речи «Говорун»