О важности занятий после кохлеарной имплантации
Телефон +7 (499) 653 62 23

О важности занятий после кохлеарной имплантации в раннем возрасте

Дек 2, 2016 | Олешова Варвара, Практические советы, Сурдопедагогика

СЕРИЯ СТАТЕЙ «АБИЛИТАЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ»

 

  1. Этапы (ре)абилитации детей до и после операции кохлеарной имплантации. Обзор
  2. Настройка речевого процессора кохлеарного импланта у детей раннего возраста (до 3 лет) (помощь родителям по подготовке к настройке)
  3. О важности занятий после кохлеарной имплантации в раннем возрасте

dsc00572В настоящее время увеличивается число детей раннего возраста, перенесших операцию кохлеарной имплантации. По данным Российского научно-практического центра Аудиологии и слухопротезирования ФМБА России, самому младшему пациенту в нашей стране на момент имплантации было 6 месяцев.

Кохлеарная имплантация открывает перед глухими детьми возможности, которые не дают слуховые аппараты детям с глубокими нарушениями слуха. Доказано, что чем раньше проведена операция, тем быстрее глухой ребенок приближается к уровню развития своих слышащих сверстников. Ранняя имплантация позволяет создать наиболее благоприятную среду для интеллектуального, слухового и речевого развития ребенка.

Но важно понимать, что для того, чтобы ребенок встал на путь естественного развития, важен каждодневный труд родителей под четким руководством специалистов. Кохлеарная имплантация сама по себе не дает гарантию, что ребенок будет говорить, как слышащие сверстники. Именно в период раннего возраста (до 3 лет) родители в сотрудничестве со специалистами могут коренным образом повлиять на дальнейшее развитие ребенка как до, так и после кохлеарной имплантации.

В этом возрасте мозг ребенка обладает необычайной пластичностью, благодаря которой возможны значительные компенсаторные и преобразующие возможности. Науке давно известно, что наиболее благоприятным периодом формирования речи являются первые три года жизни ребенка.

Во второй половине XX века  в Институте Макса Планка (ФРГ) было проведено исследование развития детского мозга, в ходе которого установили, что «… образование от 70 до 75% синапсов, которыми располагают нервные клетки, генетически запрограммированно… В то же время примерно 25% — и это, возможно, самые решающие для максимального развития – образуются под влиянием соответствующего набора раздражителей».  Формирование этих 25 % синапсов происходит именно в период младенчества и раннего детства под влиянием окружающей среды, к которой относятся правильно организованная речевая среда дома, грамотно выстроенные занятия родителей с ребенком после кохлеарной имплантации, а также занятия с сурдопедагогом. Грамотный специалист поможет родителям и ребенку выбрать образовательный маршрут и будет основным помощником в знакомстве с новым миром звуков, звукосочетаний, слов и фраз и, самое главное, по возможности, поможет преодолеть вторичные отклонения в развитии: задержку психического, речевого развития, обусловленные снижением слуха и т. д., что может сказаться на школьном обучении.

Важно понимать, что то, что мы вкладываем в ребенка в раннем детстве, закладывает фундамент для его успешной самореализации и социализации во взрослом возрасте. Дети растут очень быстро и то, что мы не успеваем вложить в них маленьких, скажется на всей дальнейшей их жизни.

Олешова Варвара, 

сурдопедагог Центра абилитации и социальной адаптации детей с нарушениями слуха и речи «Говорун»