Развитие мелкой моторики у детей с нарушенным слухом
Телефон +7 (499) 653 62 23

Развитие мелкой моторики у детей с нарушенным слухом

Июн 16, 2017 | Олешова Варвара, Практические советы, Сурдопедагогика

Развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает внимание ребенка и умственную активность, а также его работоспособность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Помимо этого, гимнастика для пальчиков помогает ребенку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности.

развитие мелкой моторики у детей с нарушенным слухомВо время пальчиковых игр устанавливаются доверительные отношения между взрослым и ребенком через поглаживания, похлопывания, сгибание и разгибание пальчиков, что влияет в том числе и на развитие эмоционально-волевой сферы. Никакая игрушка не заменит личного контакта и положительных эмоций от тактильных игр с близкими взрослыми.

Уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов – ножниц, иголки, лопатки и др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка. Именно поэтому важно развивать мелкую моторику у детей как можно раньше.

В коррекционных целях в работе с детьми с нарушенным слухом хорошо использовать потешки и пальчиковые игры, которые должны быть:

  • Доступны для ребенка по содержанию, что зависит от его уровня слухового и речевого развития;
  • Доступны по уровню развития движений пальцев рук ребенка;
  • Интересными для ребенка;
  • Эмоциональны и вызывать положительные эмоции у ребенка, желание взаимодействовать со взрослым, повторять за ним.

В работе с детьми с нарушенным слухом потешки служат также для стимуляции появления у ребенка простых звукоподражаний и слов: вовлеченный в простую пальчиковую игру ребенок начинает эмоционально звучать и повторять движения, что является важной базой для овладения более сложными элементами речи. Если ребенок не хочет давать ладошку для игры, то можно пальцы взрослого заменить на мягкую кисточку или другой интересный для ребенка предмет, которым можно погладить ладошки и пальчики.

Пальчиковые игры и потешки следует повторять по несколько раз в день и брать одну потешку на несколько дней-неделю, чтобы ребенок ее усвоил и запомнил. К пройденным ранее играм стоит периодически возвращаться и побуждать ребенка самого (с помощью взрослого) рассказывать и показывать их.

Приведем примеры простых пальчиковых игр:

Игра «Пальчики погладим»

Мы пальчики погладим,

Так-так и вот так!

Мы пальчики потрем,

Так-так и вот так!

В данной игре мы знакомим ребенка с простыми действиями (погладим, потрем), закрепляем представление об этих действиях через движения и ощущения (поглаживание и растирание пальчиков), тем самым стимулируем запоминание данных слов, подражание движениям и повторение доступных для ребенка слов потешки.

Игра «Мошка»

Села мошка на ладошку (указательный пальчик положить на ладошку),

Посиди ещё немножко (указательным пальчиком крутим на ладошке).

Посиди не улетай ( указательным пальчиком крутим на ладошке)!

Улетела птичка! Ай! (ручку поднять вверх).

В данной игре мы учим ребенка действовать целенаправленно указательным пальцем, стимулируем подражание нашим движениям и вызываем простое междометие: «ай!».

Игра «Переборы пальчиков»

Для игры понадобится мягкая и более жесткая кисточки, например: косметическая кисточка и зубная щетка. Поглаживая пальчики малыша в соответствии со словами потешки разными кисточками, взрослый произносит:

У белого котенка

Мягкие лапки.

Но на каждой лапке

Коготки-царапки!

Через простую потешку ребенок знакомится с разными тактильными ощущениями от поглаживания мягкой и более жесткой кисточками, усваивает новый речевой материал. Данная игра хорошо подходит для деток, которые не хотят давать ручку для обычных пальчиковых игр, где основным инструментом служат пальцы взрослого. Разные кисточки и тактильные ощущения от них обычно привлекают малышей. Если ребенок все же не хочет давать свою ручку для игры, можно показать все движения на себе, а затем предложить повторить малышу движения на руке взрослого.

Игра «Похлопаем по маминой ладошке»

Потрите кулачки или ладошки малыша друг о друга, а потом в ритм потешке похлопывайте ладошкой малыша о свою руку:

Детка хлопать так умеет,

Своих ручек не жалеет.

Вот так, вот так, вот так.

Своих ручек не жалеет.

Эта игра во многом ориентирована на детей, которые не хотят раскрывать кулачок и разводить пальчики, что получается в процессе похлопывания по ладони взрослого.

Олешова Варвара,

старший сурдопедагог Центра абилитации и социальной адаптации детей с нарушениями слуха и речи «Говорун»