Развитие слухового восприятия у детей с нарушенным слухом. Часть 1
Телефон +7 (499) 653 62 23

Развитие слухового восприятия у детей с нарушенным слухом — почему всё не так просто? Часть 1

Мар 4, 2016 | Практические советы, Сурдопедагогика, Талагаева Мария

СЕРИЯ СТАТЕЙ «РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ — ПОЧЕМУ ВСЁ НЕ ТАК ПРОСТО?»

  1. Часть 1. Подготовка к занятиям дома
  2. Часть 2. Опознавание и различение. Слово, словосочетание, короткая фраза
  3. Часть 3. Распространённая фраза

Часть 1. Подготовка к занятиям дома

развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слухаВажным вопросом в (ре)абилитации детей с нарушенным слухом является развитие слухового восприятия. Часто родители сталкиваются с тем, что первые недели занятий ребенок с удовольствием бежит на «занятия» с мамой или папой, играет и выполняет все поручения, а потом происходит переломный момент и малыш начинает отказываться от предложений взрослых – капризничает, ничего не делает, отворачивается, пытается заниматься тем, чем хочет (на занятиях с педагогом или с родителями).

Помимо родительской (адекватной) строгости необходимо каждый раз продумывать и планировать эти «занятия», предугадывая возможные ошибки и непонимания ребенком инструкций взрослого. При этом взрослому придется импровизировать и «выкручиваться» из тех ситуаций, когда малыш наотрез отказывается от выполнения задания, но не давать малышу командовать собой.

Прежде всего на слуховых занятиях вначале следует давать тот материал, который знаком малышу, то с чем он постоянно взаимодействует в быту и в своих играх со взрослыми. Это предметы игрушек, посуды, одежды, какие-то явления природы, которые ребенку ярко запоминаются.

Слово или фраза на слуховом занятии с ребенком с нарушенным слухом называется речевой единицей, их должно быть в начале не больше 4, иначе Вы не успеете «поработать» с каждой речевой единицей достаточное количество раз и увеличить расстояние, на котором малыш будет учиться слышать (и !понимать!, а не только ощущать) те или иные слова (лепетные или полные) или фразы. Так же важным аспектом является то, что не следует брать на слуховую работу речевые единицы из одной тематической группы, это нужно для того чтобы исключить догадку у малыша. Например, вы предлагаете малышу слушать названия овощей, с которыми он хорошо знаком, прослушав их уже несколько раз, он понимает, что Вы назовете овощ, который он хорошо знает, и услышав один лишь первый звук, он уже указывает на нужный предмет, не называя его и не прислушиваясь к полному его названию. Для этого и берутся разные слова и фразы по своей тематике. С чего же начать?

1. Вы выбираете 4 слова, которые знакомы малышу. В данной статье специально не будет примером этих слов, так как выбор зависит от Вас и от Вашего ребенка и важен Ваш личный вклад в это нелегкое дело. Это могут быть лепетные или полные слова в зависимости от возраста и начала занятий с малышом, его опыта в слуховой работе.

2. Вы «рисуете» у себя в голове следующую схему – услышал, повторил, выбрал, осмыслил (показал Вам свое понимание через действие с этим предметом). На основе этой схемы, Вы продумываете разные действия, которые малыш будет выполнять в форме игры после прослушивания и повторения за вами речевой единицы. Это может быть кормление, одевание, расчесывание, мытье ляли, собачки и т.д., может быть собирание разрезной картинки, лепка этого предмета, рисование (ВАЖНО, чтобы этот вид игры не затягивался надолго, так как основной задачей является развитие слухового восприятия, а не научение рисованию или лепке).

Таких действий с предметом может быть три-четыре (они не должны повторяться, иначе малышу наскучит эта однотипная работа), Вам их необходимо продумать на каждую речевую единицу.

развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха3. Вы готовите материал, который будете использовать – игрушки, дополнительные предметы или пособия. Возвращаясь к пункту 2, важно отметить, что действия с предметами должны расширять представление малыша об этом предмете, если это мяч, то и в слуховой работе, Ваш ребенок должен увидеть и прочувствовать, что мяч может быть большим, маленьким, мягким, твердым, нарисованным, слепленным, накаченным или сдутым. При постоянном использовании одной и той же игрушке, может сложиться стереотип того, что мяч – это только тот мяч, который малыш видел на занятии, и на вашу просьбу в естественной ситуации вечером во время игры принести мяч, малыш принесет именно этот мяч, а не любой другой.

4. Разложив материал, приготовив себе и ребенку место, Вы начинаете развитие слухового восприятия. Тут появляются два непонятных слова – опознавание и различение.

Талагаева Мария,

сурдопедагог Центра абилитации и социальной адаптации детей с нарушениями слуха и речи «Говорун»