Развитие слухового восприятия у детей с нарушенным слухом. Часть 2
Телефон +7 (499) 653 62 23

Развитие слухового восприятия у детей с нарушенным слухом — почему всё не так просто? Часть 2

Мар 4, 2016 | Практические советы, Сурдопедагогика, Талагаева Мария

СЕРИЯ СТАТЕЙ «РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ — ПОЧЕМУ ВСЁ НЕ ТАК ПРОСТО?»

  1. Часть 1. Подготовка к занятиям дома
  2. Часть 2. Опознавание и различение. Слово, словосочетание, короткая фраза
  3. Часть 3. Распространённая фраза

Часть 2. Опознавание и различение. Слово, словосочетание, короткая фраза

Что же это такое и с чего нужно начинать. Еще раз возвращаемся к тому, что на первых порах речевые единицы должны быть знакомы малышу, иначе ему будет сложно и он откажется с Вами заниматься.

Начинается работа с опознавания. Перед малышом пока ничего нет на столе. Вы сидите перед ребенком или отходите на 2-3 м и называете первую речевую единицу, ненавязчиво прикрыв рот рукой или листком бумаги (сделав вид, что зачесался нос, сначала малыш сильно отвлекается на то, что вы закрываете лицо экраном или листком бумаги). У малыша нет наглядного выбора, когда он знает, какие варианты Вы можете назвать, поэтому этот вид работы называется опознаванием. Важно, чтобы сначала малыш повторил (в любом виде) то, что услышал. Если малыш не услышал, вы приближаетесь на метр (Вы можете три раза повторить речевую единицу, приближаясь к ребенку, потом можно сказать, не закрывая лицо, т.е. слухо-зрительно, до этого Вы «давали речевую единицу на слух») и повторяете. И вот Ваш малыш услышал, попытался за Вами повторить, Вы радуетесь, улыбаетесь, подходите к малышу и даете ему несколько игрушек (2-3), среди которых есть та, которую Вы назвали (т.е. Вы опять же даете ребенку возможность выбрать, подумать, а не сразу даете готовый ответ). Если малыш выбрал неверную игрушку, вы улыбаясь говорите (не закрывая лицо) – «Нет, рыба, нет, я сказала не рыба» и убираете игрушку (так вы даете малышу послушать название того предмета, который он неправильно выбрал), отходите на то расстояние, где малыш Вас услышал и снова повторяете слово, малыш выбирает из того, что осталось перед ним (позже Вы можете убрать игрушки и дать новую кучку, из которой он выберет нужную).

То же самое Вы проделываете с оставшимися речевыми единицами.

развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха5. Выше был описан этап опознавания – таким образом Вы можете увидеть, как Ваш ребенок в ситуации отсутствия выбора слышит и !понимает! тот слуховой словарь, который Вы даете ему.

Теперь переходим к этапу различения. Что же это такое? Вот перед малышом четыре игрушки или предмета, Вы не закрывая лица, говорите ребенку – «Будешь слушать это(или перечисляете названия предметов)». Малыш понимает, что будет слушать названия того, что лежит перед ним, т. е. выбор его ограничен тем, что перед ним.

Вы называете любую речевую единицу, малыш сначала повторяет за вами (ВАЖНО, чтобы он повторил, так как при этом он не только повторяет услышанное, но и прослушивает собственную речь, а проговорив слово самостоятельно быстрее запоминает его), потом уже берет игрушку. Дальше Вы хвалите его (не переусердствуйте с похвалой! и старайтесь обходиться без поощрений конфетами или печеньем, иначе потом у Вас не будет хватать сладостей, да и ребенку повредить такое количество сладостей, лучше похвалить малыша в конце занятия) и предлагаете ту игру, которую Вы придумали.

Таким образом в разном порядке Вы называете все речевые единицы, Вы можете назвать одну и ту же игрушку два раза подряд, чтобы немного запутать малыша. Что же важного в этапе различения? Помимо работы над смыслом (понимание) того, что малыш услышал, расширением представления о разных предметах и явлениях, это постепенное увеличение расстояния. С каждым последующим называнием (иными словами «предъявлением речевой единицы») игрушки или предмета, вы делаете шаг назад где-то на метр, таким образом развивая слуховое восприятие своего малыша. Работая над пониманием, Вы развиваете не ощущение, а именно восприятие речи – услышал, повторил, прослушал себя, осмысленно выбрал нужный предмет. Для этого и нужно, чтобы действия с предметом были разные.

6. Вот Вы назвали по три-четыре раза каждую речевую единицу, пора завершать работу, малыш устал (если видите, что ребенок уже невнимателен, не хочет ничего делать, сами закругляйтесь, отпустить малыша должны Вы, а не сам ребенок должен уйти от Вас). На максимальном расстоянии, с которого малышу удалось услышать, Вы называете игрушки, и малыш убирает их в коробочку, в мешочек или куда-то еще. Но и тут Вы не даете ему расслабиться. Убрав три игрушки, перед ним остается одна, и тут он понимает, что Вы точно назовете ее. А Вы называете его имя, или говорите – «мама/стул/папа», сначала малыш не раздумывая покажет на игрушку перед ним, но Вы улыбаясь говорите – «Нет, послушай внимательно, не угадал, я не сказала …(название игрушки)….» и повторяете. Тут малыш прислушивается и несмело показывает на себя, на стул, на Вас. Тут Вы радуетесь, хвалите его и отпускаете играть.

Слуховой словарь ребенка (те слова и фразы, которые вы берете для слуховых занятий) гораздо меньше словаря, которым владеет малыш в своей активной речи (активной – то, что он говорит, и пассивной – то, что он понимает). Лучше всего вести тетрадь, куда вы записываете расстояние и слова (фразы), которые учится слушать малыш. Это пригодится Вам для занятий и сурдопедагогу для настроек кохлеарного импланта или слухового аппарата.

Талагаева Мария,

сурдопедагог Центра абилитации и социальной адаптации детей с нарушениями слуха и речи «Говорун»