Развитие слухового восприятия у детей с нарушенным слухом. Часть 3
Телефон +7 (499) 653 62 23

Развитие слухового восприятия у детей с нарушенным слухом — почему всё не так просто? Часть 3

Дек 16, 2016 | Практические советы, Сурдопедагогика, Талагаева Мария

СЕРИЯ СТАТЕЙ «РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ — ПОЧЕМУ ВСЁ НЕ ТАК ПРОСТО?»

  1. Часть 1. Подготовка к занятиям дома
  2. Часть 2. Опознавание и различение. Слово, словосочетание, короткая фраза
  3. Часть 3. Распространённая фраза

Часть 3. Распространённая фраза

В предыдущей статье были раскрыты аспекты работы над развитием слухового восприятия на начальном этапе. В основном речевым материалом в этот период являются слова и короткие фразы. Со временем собственная речь и ее понимание у ребенка развивается, фраза становится распространенной, наполненной различными видами связей между словами, но пока малышу бывает сложно понять или употребить в речи нужный предлог или нужную грамматическую форму того или иного слова. Соответственно в слуховой работе Вы продолжаете формировать понимание услышанного. Способы и приемы остаются примерно те же, что и в начале занятий, но постепенно они усложняются.

Начнем с того, что количество речевых единиц остается примерно такое же – 4-5, вначале можно брать одну фразу, остальными речевыми единицами будут отдельные слова (не только существительные, но и глаголы; не берите отдельно прилагательные и наречия, эти части речи несут смысловую нагрузку только во фразе или словосочетании, согласитесь, что словосочетание «красный кубик» более понятно ребенку при выборе из нескольких игрушек, чем отдельное слово «красный»; если вы назовете слово «красный» и покажете карточки с цветами, вы упростите малышу задачу, он поймет, что спрашиваете только цвет; «красный кубик» малыш будет искать среди разных игрушек, где будет красный мяч, синий кубик, кукла, ложка и т. д., что потребует от него осмысления обоих слов). Фраза вначале может быть простой – «Собака бежит.\ Бежит собака.\ У Миши мяч.\ Дай чашку.\ Ребята гуляют.». Постепенно, учитывая возможности ребенка, Вы усложняете фразу третьим словом – «Собака бежит по траве.\ У Миши синий мяч.\ Дай маме чашку.\ Ребята гуляют во дворе.».

Работа над каждой фразой несет за собой множество трудностей в понимании отдельного слова или фразы в целом. Вам важно, чтобы ребенок не только четко, интонировано, слитно повторил предъявленную Вами речевую единицу и выбрал нужную картинку, относящуюся к ней, но и понял, именно понял (!), что услышал. В этом Вам поможет предметно-практическая деятельность, такая как демонстрация, рисование, аппликация, лепка. Все это является продуктом деятельности самого ребенка, выражением его мыслей, понимания услышанного. Ни в коем случае в этих занятиях не требуйте качественной работы от малыша (если только качество искажает смысл демонстрации или изображения), красивого рисунка, аккуратной аппликации, отсутствия мусора и т. д. Главная цель у ребенка – выразить свою мысль через художественный труд.

Развитие слухового восприятияНапример, Вы на слух сказали малышу – «Кошка спит около дивана.». Малыш повторил (в той форме, которой он может это сделать, в зависимости от речевых возможностей) и выбрал нужную картинку (в Вашем арсенале пособий подобраны разные варианты картинок – Кошка сидит около дивана., Кошка спит на диване., Собака спит около дивана., Девочка спит на кровати. и т.д. Все это необходимо для того, чтобы Ваш малыш каждый раз думал (!) над всей фразой, которую он услышал, а не угадывал по отдельному слову). Проверьте своего ребенка, попросите изобразить, что нарисовано, пусть малыш побудет кошкой и ляжет около дивана, причем ляжет именно как кошка, а не как человек. Тогда вы поймете насколько понятна ситуация, изображенная на рисунке Вашему ребенку.
Постепенно на последующих занятиях Вы можете переставать давать на выбор ребенку картинки. Вы произносите фразу (Птичка сидит на клетке.) и просите малыша слепить или сделать аппликацию, если он понятно рисует, то можете попросить нарисовать. Вот тут Вы и увидите насколько развито у Вашего малыша не только слуховое восприятие, но и память, и мышление.

Важно настроить Вас на правильный подход к этим занятиям. Это может быть отдельная фраза, с которой Вы работаете, тут не будет других речевых единиц. Вы произносите на слух фразу, и ребенок изображает, что он услышал. Каковы же Ваши действия? Что нужно сделать, чтобы не сбить малыша с мысли, не подсказать ему нечаянно, не запутать, не обидеть и не отбить желание рисовать, лепить или вырезать? Первым делом, настройтесь на то, что вначале может не получится то, что Вы ожидаете от ребенка, Вы можете продумать все детально и подготовить все необходимое, но малыш может просто не понять фразу и не захотеть ничего делать. Поэтому продумайте фразу так, чтобы все слова по отдельности были знакомы ребенку, он должен знать, что такое клетка, кто такая птичка (что они бывают разные), что значит сидит (знает разные способы сидения, знает, как сидит кошка, как сидит утка, как сидит собака, как сидит человек и т. д.).

Развитие слухового восприятияВот Вы произнесли фразу – Птичка сидит на клетке. Малыш повторил (Вы повторяете фразу до тех пор, 3-5 раз, пока малыш не скажет ее четко, насколько позволяют его речевые возможности) эту фразу, и Вы предлагаете ему нарисовать то, что он услышал. Вы можете предложить выбрать фломастеры, карандаши, лист бумаги и т. д., но кроме повторения фразы, Вы ничего не говорите, не задаете наводящих вопросов, не переспрашиваете, кто будет или что будет делать этот кто-то. Вы можете спросить – Что ты будешь рисовать? Как бы проверяя, не забыл ли ребенок фразу. Зачем такое поведение? Чтобы исключить подсказку или догадку. Малыш опознает речевую единицу и изображает ее так, как он ее понял. Помните, что по отдельности слова должны быть знакомы, иначе Вам придется объяснять значение какого-то непонятного слова, что исключит возможность увидеть точно ли ребенок понял фразу.

И вот Ваш малыш начал рисовать (или лепить), Вы его не останавливаете, если он начал изображать что-то не так (например, он начал рисовать собаку или изобразил птичку в клетке, или на клетке сидит кошка). Почему? Дайте ему закончить мысль, не сбивайте его, иначе он просто забудет, что делал и начнет исправлять ошибку. Вы можете только спросить, что же ты рисуешь, если малыш позабыл, то просто скажите на слух фразу. Вот малыш закончил рисовать, например, он нарисовал птичку в клетке. Вы хвалите его и отмечаете качество рисунка, что он очень старался и нарисовал все почти правильно, что он уже большой и многое может. Вы спрашиваете его, что он нарисовал. Малыш отвечает, может он произнесет изначальную фразу, может скажет, что изобразил – Птичка сидит в клетке. Вы ему говорите – Ты нарисовал «Птичка сидит в клетке», я сказал(а) немного по-другому, послушай. И говорите на слух – Птичка сидит на клетке. У тебя так нарисовано? Малыш услышит разницу и поймет, что он что-то не так нарисовал.

Вы можете попросить нарисовать новый рисунок, когда он его закончит, обязательно сравните оба рисунка и спросите, что на каждом изображено, повесьте их на несколько дней на видное место и обсудите их на следующий день. Либо Вы можете вырезать сами птичку и дать малышу возможность приклеить ее на другое место (на рисунке останется дырка, приклейте сзади кусочек белой бумаги и дорисуйте то, что должно быть на том месте, это покажет малышу, что Вам не безразличен испорченный рисунок и то, что Вы готовы исправить ошибку вместе с Вашим ребенком). Так же в течение нескольких дней не забывайте об этой работе, пусть малыш расскажет другим членам семьи, что он рисовал, где ошибся, как исправил ситуацию. Это поможет малышу не забыть эту фразу и в следующий раз смело браться за такую работу.

Талагаева Мария,

сурдопедагог Центра абилитации и социальной адаптации детей с нарушениями слуха и речи «Говорун»