Роль режимных моментов в (ре)абилитации ребенка с нарушением слуха | Центр Говорун
Телефон +7 (499) 653 62 23

Роль режимных моментов в (ре)абилитации ребенка с нарушением слуха

Апр 4, 2017 | Олешова Варвара, Практические советы, Сурдопедагогика

Родители являются основными учителями своего ребенка. Именно с ними ребенок проводит большую часть времени, особенно в раннем возрасте (до 3 лет). Мама и другие члены семьи, с которыми малыш проводит время могут дать своему ребенку то, что не даст за занятие ни один, даже самый опытный педагог. В первые годы жизни мама является для ребенка самым важным человеком и то, что дает педагог на занятии, может отработать и довести до результата только мама в повседневной деятельности и на специально организованных занятиях. Поэтому очень важно выстроить со своим ребенком с самого начала педагогически грамотную модель поведения, в процессе реализации которой можно было бы решить многие коррекционно-педагогические задачи.

С самого начала важно с ребенком говорить простыми, ёмкими по содержанию фразами. Фразы, связанные с режимными моментами (сон, еда, прогулка, купание и т. д.), повторяются изо дня в день. Именно поэтому важно продумать их содержание и стараться повторять каждый день одно и то же, чтобы ребенок с нарушенным слухом к ним привыкал, учился их узнавать и со временем различал даже не в привычной для него ситуации режимного момента (например, в игровой деятельности, когда вы просите покормить мишку). Сначала фразы можно подкреплять естественными жестами (например, когда вы зовете ребенка мыть руки, вы сами руками имитируете это действие), позже, когда вы увидите, что ребенок ориентируется в ситуации, жесты можно убирать и оставить только фразы. Просто важно, не застревать долго на естественных жестах.

режимные моменты с детьми с нарушениями слухаПримеры простых фраз, связанных с режимными моментами:

  • Пойдем мыть руки! Оп! (открываем кран) Вода! Вода! СССССССС! Мыло! На, мыло! СССССС! Вода! Моем-моем руки! Оп! (закрыли кран) Нет воды! (эмоционально показываем) На, полотенце! Вытри руки! Руки чистые! (делаем радостное лицо).
  • Пойдем гулять! Где шапка? Вот шапка! На шапку! Надень шапку! У меня нет шапки (эмоционально показываем), где моя шапка? (с самого начала важно употреблять правильно личные местоимения, это закладывает основу для развития грамматически правильной речи) Вот моя шапка! Ура, нашли! И т. д.

Важным режимным моментом является прогулка, на которой ребенок знакомится с новыми людьми, предметами и явлениями. Именно поэтому старайтесь каждый день обогащать представления ребенка об окружающем мире, на все обращать внимание и комментировать на доступном вашему ребенку языке. Но старайтесь не говорить сразу много. Фразы должны быть емкими и важно соблюдать паузы между ними, чтобы ребенок вам эмоционально ответил, обратил внимание на предмет обсуждения, по возможности сам как-то прокомментировал, пусть это будет даже один звук (увидели машину, малыш повторил за вами «би-би»). Важно не говорить сразу много, иначе ваша речь будет для ребенка просто шумом, ничего за собой не несущим. Вспомните себя, когда вы попадаете в иноязычную среду. Плохо зная язык, при большом потоке информации, вы перестаете вслушиваться в речь говорящих, мозг просто перестает воспринимать информацию, не успевает уловить важное.

В повседневной жизни важно эмоционально показывать ребенку различные характеристики предметов. Например, показываем на духовку: «Ай! Горячо!» (делаем испуганный вид, отдергиваем руку). Гладим мягкий плед, делаем умиленное лицо и говорим: «Мяяяяяягкий!».

Ребенок, который только знакомится с новым миром звуков, сначала воспринимает наши эмоции, мимику, а уже потом речевую информацию, которую мы пытаемся до него донести.

Старайтесь создавать больше провокационных моментов. Например, одели ребенку один ботинок и так собрались выходить на прогулку. Сами делаете вид, что ничего не замечаете. Ждете реакции ребенка. Затем сами эмоционально реагируете: «Ой! Мама забыла! Нет ботинка! Где ботинок?!» и т. д. Или вместо ложки даете половник. Нужно все время создавать ситуации, чтобы ребенок был вынужден сам себя выразить, показать, что что-то не так.

Очень важно продумывать на начальном этапе (ре)абилитации вашего ребенка каждую фразу, которую вы говорите малышу. Ваши слова не должны быть просто набором звуков, они должны нести смысл, который должен быть понятен ребенку. Видите, что ребенок вас не понимает, упрощайте еще больше ваше общение, не бойтесь простоты, она не тормозит развитие вашего малыша, а помогает ему освоиться в новом мире звуков.

Олешова Варвара,

старший сурдопедагог Центра абилитации и социальной адаптации детей с нарушениями слуха и речи «Говорун»