Тренировка условно-двигательной реакции на звук (УДР)
Телефон +7 (499) 653 62 23

Хочу поделиться опытом работы по тренировке условно-двигательной реакции на звук (УДР) у детей раннего возраста в нашем Центре абилитации и социальной адаптации детей с нарушениями слуха и речи «Говорун».

Условно-двигательная реакция на звук позволяет уточнять состояние слуха ребенка и наблюдать за ним в динамике, настраивать и в дальнейшем корректировать режим настройки слуховых аппаратов и речевого процессора кохлеарного импланта. К работе по выработке у ребенка УДР можно приступать уже после 1 года.

Технология выработки УДР подробно описана в книге Н.Д. Шматко и Т.В. Пелымской:

«Взрослый садится за стол напротив малыша, кладет на свою ладонь большую пуговицу, подносит ее к своим губам, привлекает внимание ребенка и произносит голосом разговорной громкости папапапа. Во время произнесения слогосочетания он рукой малыша берет пуговицу и бросает ее в баночку (или надевает кольцо на стержень пирамиды, кладет кубик в кузов машины и т. п.). Это упражнение нужно проводить до тех пор, пока ребенок не начнет сам, без подсказки и помощи взрослого, выполнять действие в момент произнесения слогов. Если ребенок во время звучания не берет пуговицу, то взрослый выполняет это действие его рукой. Если же малыш тянется за пуговицей вне зависимости от сигнала, то взрослый зажимает пуговицу в кулаке, вновь и вновь привлекая внимание ребенка к своей инструкции. На это обычно требуется 3-5 занятий. Длительность пауз между слогами нужно постоянно менять, иначе ребенок будет ориентироваться не на сигнал, а на временные интервалы. Не надо требовать и ждать от малыша повторения звуков; он отвечает на сигнал определенным действием: бросает пуговицу, надевает кольцо на стержень и т. п. Во время работы нельзя произносить никаких слов или звуков, кроме сигнальных, т.к. каждое произнесенное взрослым слово ребенок в данной ситуации воспринимает как сигнал к действию.

Когда ребенок начинает справляться с данным заданием, взрослый берет экран и начинает произносить слогосочетание уже за ним, тем самым исключая зрительное восприятие ребенка. Это позволяет убедиться, что ребенок перенес условный рефлекс со слухо-зрительного сигнала на слуховой. Если этого переноса не произошло, то необходимо выработать условную двигательную реакцию и на звуковой сигнал. При этом слоги произносятся за экраном, пуговица лежит на ладони.»

В качестве экрана можно использовать лист бумаги, картона, бумажную тарелочку, ткань на пяльцах. Экран должен закрывать лицо говорящего до глаз.

Параллельно, таким же образом можно начинать вырабатывать УДР и на неречевые сигналы, например на звучание музыкальных инструментов разной частотности. Задание выполняется таким же образом, как описано выше, только вместо слогосочетания ребенку предъявляется звучание музыкального инструмента.

Не смотря на доступность инструкции, рекомендую вам, если есть возможность, обратиться к специалисту (сурдопедагогу, дефектологу), который покажет как проводится тренировка УДР у маленького ребенка, подскажет как выстроить работу именно с вашим ребенком, порекомендует варианты этого задания. Желательно и в дальнейшем сочетание занятий дома с занятиями у специалиста (сурдопедагога, дефектолога, логопеда – кто есть в вашем регионе).

Упражнения для выработки условно-двигательной реакции на звук (УДР)

Вот некоторые варианты упражнений для тренировки УДР, которые мы используем в нашем центре (разработано Александровой Е.Г., Белоусовой М.В.):

1. «Украшаем полянку». Делаем предварительно из искусственной травы, фетра или бархатной бумаги зеленого цвета «полянку», затем по звуковому сигналу в произвольном порядке выкладываем на полянку цветочки, листочки, грибочки (можно их предварительно сделать самим с ребенком из цветной бумаги и пластилина), мелких зверюшек.

выработка условно-двигательной реакции на звук (удр) у детей после кохлеарной имплантации
условно-двигательная реакция на звук (удр) у детей с нарушением слуха

2. Бросаем монетки или пуговицы в копилку (детям очень нравится копилка в виде сундучка – открываем сундучок, а там «сокровища»). Если нет копилки, берем пластиковую баночку, шьем на нее и прикрепляем какую-нибудь мордочку животного, на спинке делаем прорезь.

тренировка условно-двигательной реакции на звук (удр) у детей с нарушением слуха
выработка условно-двигательной реакции на звук (удр) у детей с нарушением слуха

3. Делаем совместно с ребенком предварительно пластилиновые дорожки на картоне или силуэт какого-либо предмета и украшаем фасолью, горохом, орешками по звуковому сигналу (красота не нужна, важно действие по сигналу).

4. Строим (разбираем) по звуковому сигналу простую башню из кубиков, затем обыгрываем и трансформируем постройку в последующей игре.

5. «Аквариум». Берем стеклянный или пластиковый прозрачный сосуд с водой (банка, ваза) и по звуковому сигналу бросаем в воду стеклянные или морские камешки, маленьких пластиковых рыбок. Затем наблюдаем как красиво все это смотрится и превращаем в «аквариум».  И так далее…

Зачастую мы не просто проводим тренировку УДР, но и предварительно совместно с ребенком подготавливаем материал для выполнения этого задания, обыгрываем сделанное. Обыгрывание и подготовка придают дополнительный смысл этому упражнению, обучают игре, тренируют мелкую моторику, делают задание интересным.

Выполняйте эти упражнения ежедневно по несколько минут, но не переутомляйте малыша, будьте изобретательны и эмоциональны – придумывайте новые интересные вариации, трансформируйте предложенные нами, радуйтесь вместе с малышом, когда у него получается и вы обязательно достигнете результата!

Александрова Елена,

директор Центра абилитации и социальной адаптации детей с нарушениями слуха и речи «Говорун»