Воспитание ребёнка с нарушенным слухом | Центр Говорун
Телефон +7 (499) 653 62 23

Воспитание ребенка с нарушенным слухом выстраивается по тем же принципам, с помощью таких же подходов, что и воспитание всех, без исключения, детей:

  • Принцип признания ребенка как ценности — ребенок ценен сам по себе, таким, каков он есть. Уважать достоинство ребенка независимо от его психического и физического здоровья, особенностей характера, привычек, вкусов не сравнивать ни с кем. Учить его быть самим собой.
  • Принцип безусловной любви — любовь к ребенку — не предмет «торга» («Если не слушаешься, то я тебя любить не буду»). Ребенку необходимо чувствовать теплое, искреннее, ласковое отношение независимо от достижений и ошибок, которые он совершает. Важно уметь демонстрировать любовь к ребенку, проявлять ее в словах, мимике, пластике.
  • Принцип оптимизма, веры в силы и способности ребенка — взрослый непременно должен верить в ребенка, в его возможности и наделять этой верой ребенка.
  • Принцип поддержки и помощи — ребенку важно чувствовать поддержку со стороны взрослого. Однако то, что ребенок уже может делать самостоятельно, он должен делать сам.
  • Принцип создания ситуации успеха — внимание ребенка следует акцентировать на том, что у него хорошо получается, в чем он успешен: хвалить его, поощрять, радоваться вместе с ним. Переживание ситуации успеха укрепляет веру в себя, мотивирует ребенка, помогает ориентироваться в жизненных ситуациях.
  • Принцип сотрудничества и сотворчества — развитие ребенка осуществляется в совместной деятельности посредством проявления его активности. Взрослый должен доверять внутреннему опыту ребенка, предоставлять возможность выбора, помогать делать выбор и нести за него ответственность.

ребенок с нарушенным слухомПри этом крайне важно, чтобы родители ребенка с нарушенным слухом определились с собственной позицией: будут ли они сами «зациклены» на дефекте слуха ребенка или смогут увидеть в ребенке прежде всего способную к развитию, успешную личность. А для этого родителю прежде всего следует:

  • видеть в ребенке развивающуюся личность, несмотря на имеющееся отставание;
  • использовать потенциал ребенка, «включать» компенсаторные возможности в познании мира (ребенок должен иметь возможность опираться на зрительное восприятие материала, использовать тактильные ощущения, формировать практический опыт взаимодействия с предметами);
  • проводить каждодневные занятия по развитию речи, знакомству с окружающим миром, формированию различных видов детской деятельности в особенности, игры. Спонтанно у ребенка с нарушенным слухом не формируются адекватные речевые умения, общение и деятельность;
  • не сводить затруднения ребенка в чем-либо только к проблеме слуха. Если ребенок чего-то не понимает, упрямится, не слушается — это не потому что у него нарушен слух. Всегда есть причина, обусловленная сложившимися условиями воспитания, отношением взрослого к ребенку.

По материалам книги А. С. Сунцовой «Если у ребенка нарушен слух…»