Зачем нужны занятия с сурдопедагогом? | Центр Говорун
Телефон +7 (499) 653 62 23

С одной стороны, ответ на этот вопрос очевиден – «Чтобы ребенок говорил». Занятия с сурдопедагогом логичны для детей с нарушениями слуха. С другой стороны, не каждый родитель может дать четкий и развернутый ответ на этот вопрос особенно на начальных этапах слуховой (ре)абилитации.

До сих пор от родителей можно услышать – «Ребенку наденут слуховые аппараты/подключат речевой процессор, и ребенок начнет сразу слышать и говорить». Почему это не так? Как известно, в первые годы жизни ребенка важен каждый месяц, каждая неделя, каждый день. В первый год жизни ребенок усваивает больше информации, чем в последующие годы. Врожденное нарушение слуха обнаруживается далеко не сразу даже с учетом скрининга новорожденных и дальнейших наблюдений врачами-педиатрами. В подавляющем большинстве случаев после постановки диагноза слухопротезирование или кохлеарная имплантация происходят не раньше 11 месяцев жизни ребенка, чаще намного позже. А до этого времени малыш недослышивает или вовсе не слышит окружающие звуки и речь родителей. А ведь уже в первые месяцы жизни ребенок учится реагировать на звуки, локализовать источники звучаний, слышать интонацию взрослых, общающихся с ним. Мозг ребенка находится на этапе активного развития и познания мира. Эти месяцы не проходят бесследно для детей раннего возраста с нарушением слуха, даже если слуховые аппараты или кохлеарный имплант приобретены до года. В разной степени это сказывается на дальнейшем развитии малыша, на формирование его мышления, слухового, зрительного восприятия и т.д. Что же поможет родителям восстановить утраченное время и дать возможность развиваться их ребенку полноценно?

Занятия с детьми с нарушениями слухаТолько кропотливая коррекционная работа над развитием слуха и речи, систематические правильно организованные и не утомляющие малыша занятия. Каждый родитель слышащего ли, неслышащего ли ребенка, сам того не замечая, учит ежеминутно чему-то своего малыша – произносить первые слова, понимать значение слов и т.д. Есть ли отличия в общении родителей со слышащим ребенком и общении родителей с ребенком, который не слышит? Да, они есть. Находясь в мире тишины первые месяцы жизни, малышу труднее «впитывать как губка» речь окружающих, понимать все многообразие смыслов и грамматических форм речи. Именно сурдопедагог, сопровождающий семью ребенка, объясняет и показывает приемы, методы, которые помогут малышу развиваться полноценно. Именно занятия с сурдопедагогом дают родителям знания о том, как общаться с ребенком с нарушенным слухом, учитывая все особенности малыша – время постановки диагноза, начала пользования СА/КИ, начала занятий, наличия дополнительных трудностей в развитии и т.д.

Занятия с сурдопедагогомЕще одной причиной обращения родителей к сурдопедагогу может послужить внезапно наступившая глухота у ребенка. Это может произойти вследствие различных травм, заболеваний, приёма антибиотиков, часто как следствие перенесенного менингита. Если это произошло после овладения речью ребенком, то таких детей принято называть позднооглохшими. Со временем при отсутствии слуховых аппаратов или кохлеарного импланта речь ребенка начнет распадаться, даже при маленькой потере слуха без специальных занятий и тренировок ребенок перестанет «прислушиваться» к тихим звукам и шепотной речи, ему будет сложнее понимать обращенную речь в шумной обстановке. В ситуации, когда ребенка слухопротезируют сразу после снижения слуха, речь не начинает распадаться, но важность сурдопедагогического сопровождения не уменьшается. Долгое время ребенок слышал за счет работающего слухового анализатора, и внезапно ему приходится привыкать к «аппаратикам за ушами», готовиться к точным настройкам, понимать речь и звуки с помощью слухового аппарата. Все это требует специальных тренировок, занятий по развитию речевого слуха, что позволит ребенку быстрее привыкнуть к новым звучаниям и быстрее адаптироваться к новой жизни.

При выявлении глухоты после перенесенного менингита ребенок сразу направляется на кохлеарную имплантацию, так как возможна оссификация улитки, затрудняющая ход операции. Даже если ребенок был глухим непродолжительное время, имея слуховой опыт, звуки окружающего мира и обращенной речи будут восприниматься в начале им совершенно иначе, чем до потери слуха. Ребенку придется вновь учиться слышать новые звучания, понимать речь. Без специальных занятий процесс реабилитации после кохлеарной имплантации будет долгим и сложным, вплоть до отказа от ношения речевого процессора. По прошествии некоторого времени мозг ребенка привыкнет к новой стимуляции слухового нерва и звуки окружающего мира и речи будут восприниматься им и станут понятными. Но путь к пониманию требует усилий со стороны ребенка и родителей, сопровождения сурдопедагогом процесса общения с ребенком.

Талагаева Мария,

сурдопедагог Центра абилитации и социальной адаптации детей с нарушениями слуха и речи «Говорун»