Занятия с детьми с нарушениями слуха. Советы по занятиям дома
Телефон +7 (499) 653 62 23

Что делать, если под рукой нет нужных игрушек или дидактических пособий?

Как известно, ребенок познает мир через активное взаимодействие с ним, через изучение окружающих предметов и явлений всеми органами чувств – слуховыми, зрительными, тактильными, вкусовыми, обонятельными. Абилитация детей с нарушениями слуха предполагает активное использование всех анализаторов для скорейшего развития познавательной системы малыша, занятия с ребенком должны быть насыщены материалом, который они каждодневно наблюдают в окружающей их жизни. Наилучшее закрепление полученных новых знаний происходит за счет создание собственного продукта деятельности – в лепке, в аппликации, в рисунке. Например, при изучении темы «овощи-фрукты» детям становится скучно выполнять простые классификации или дидактические игры во многом похожие по инструкции проведения.

Родителям хочется превратить знакомство ребенка с тем, какие бывают продукты питания и почему они по-разному называются, в интересный вид деятельности, в котором ребенок участвует не только как наблюдатель, что важно, как для детей после кохлеарной имплантации, так и использующих слуховые аппараты. Но не всегда под рукой бывает необходимая книга или игра. Тут на помощь приходит пластилин. Задание заключается не в простом создании того или иного овоща или фрукта из пластилина, а в непосредственном действии со слепленными предметами.

занятия с детьми с нарушениями слуха домаПодготовка проводится заранее, мама предлагает малышу посмотреть, как она готовит, просит дать нужный овощ или фрукт (для супа, салата или компота), может предложить положить яблоко в суп, дав ребенку поразмыслить правильно ли это. Например, при готовке супа, мама называет все овощи, которые необходимы, ненавязчиво переспрашивает малыша, как они называются, дает попробовать на вкус (как было написано ранее, познание происходит за счет работы всех рецепторов, вкусовой является одним из наиболее важных для запоминания), говорит с ребенком о том, кислый он или горький, вкусный или не вкусный. Мама просит малыша помочь порезать вместе с ней какой-то овощ (достаточно одного, иначе готовка растянется очень надолго, малышу важно показать, что резать нужно аккуратно, на доске, выбрасывать веточки или кожуру). Когда основная работа сделана, можно отпустить малыша поиграть и отдохнуть, не заставляя его насильно смотреть за всеми действиями.

За обедом можно спросить ребенка, из чего готовился этот суп, рассказать членам семьи, что малыш помогал маме делать, вызвав у ребенка положительные эмоции от своей помощи и действий. Желательно, чтобы ребенок сам рассказал о том, что он делал, на том уровне, на котором сформирована его речь. Во время его рассказа взрослые не должны перебивать и исправлять грамматические ошибки, так как это собственная неоформившаяся речь, но самостоятельная и желанная – малыш хочет поведать взрослым о своих действиях  и получить в ответ на свой рассказ их реакцию. Можно переспросить – «так ты резал или чистил морковку?», такая форма вопроса не даст вашему малышу однозначно ответить «да» или «нет», он вынужден ответить более распространенно. Вот тут можно поправить ребенка, если он скажет только слово «резал», можно переспросить – «Ты резал морковку или резал капусту?». В такой форме Вы развиваете у ребенка диалогическую речь (когда уточняете его действия), монологическую (дав возможность самому рассказать то, что он делал).

Вечером этого или следующего дня (пока в памяти малыша свежи воспоминания) Вы подсаживаетесь к ребенку во время его игры, включаетесь в нее или сразу предлагаете приготовить суп для кукол или животных (лучше выбрать те игрушки, с которыми малыш играет с наибольшим удовольствием, кому ему захочется приготовить суп). Вы спрашиваете, что нужно для супа – малыш приносит Вам овощи из игрушек, Вы не предлагаете сразу взять пластилин, а начинаете «игру», берете кастрюлю и спрашиваете у малыша – «А я так бросала в кастрюлю или резала?» (распространенность вопроса зависит от уровня развития речи Вашего малыша; 123rf_766687_l2в повседневной жизни и в занятиях с детьми с нарушениями слуха, пользующимися КИ не так давно, длинный вопрос может быть сложным, так как ребенок еще не научился вычленять из фраз взрослых основную мысль). Малыш вспомнит про доску и нож и начнет «резать» игрушечные овощи своим ножиком, тут Вы и обращаете внимание на то, что они не режутся и суп не получится. Вы можете спросить у малыша, что делать, возможно он сам предложит взять пластилин, если раньше Вы играли с ним в подобные игры. Если нет, то Вы предлагаете взять пластилин и слепить необходимые «ингредиенты» для супа. Важны Ваши собственные импровизация и интерес к этому занятию, иначе малыш почувствует Вашу скуку и строгие инструкции к выполнению и не захочет что-либо делать, тем более называть овощи или повторять что-то за Вами. По наглядному образцу, предварительно ощупав каждый овощ перед лепкой (настоящий или игрушечный), Вы начинаете лепить с малышом овощи. Потом Вы спрашиваете у малыша — «Что потом, что сначала, что ты будешь делать?», подправляете речь ребенка (ненавязчиво), если он отвечает аграмматично или слишком односложно.

занятия с детьми с нарушениями слуха дома Когда овощи готовы,вы начинаете резать их, вспоминаете, что в кастрюлю надо что-то налить (идете на кухню, вспоминаете, что воду нужно налить из фильтра, а не из-под крана – такие детали заинтересовывают малыша, «застревают» у него в памяти и помогают вспомнить всю ситуацию готовки целиком). Заливаете воду в кастрюлю, ставите на игрушечную плиту, можете засечь время, если ребенок знаком с часами, либо предлагаете поиграть, но смотреть на часы, когда большая стрелочка будет в определенном месте (так Вы даете малышу передохнуть и сами отпускаете его, не дожидаясь, когда он устанет и начнет скучать). Когда задуманное Вами время настает, Вы зовете малыша, вспоминаете, что кастрюля горячая, опять же спрашивая – «Почему? Что делать?», накладываете суп игрушке и кормите ее.

Такую игру можно усложнить, если ребенок читает, заготовить заранее рецепт – это листок, на котором крупно написано слово РЕЦЕПТ, а под ним список продуктов – 1 МОРКОВЬ и т. д. Ребенок читает и лепит по инструкции все ингредиенты, рассказывая, что нужно для супа.

Позже вы можете проводить такие же игры для готовки салата, компота, каши. Таким образом малыш наглядно понимает, почему взрослые делят овощи и фрукты, позже вы знакомите его с молочными продуктами, мясными и т. д. Самостоятельно прочувствовав и поучаствовав в готовке, позже малыш будет вспоминать обобщающие слова – овощи и фрукты, будет понимать и рассказывать, что можно готовить из них, и отвечать почему груша не относится к овощам.

Талагаева Мария,

сурдопедагог Центра абилитации и социальной адаптации детей с нарушениями слуха и речи «Говорун»